Запускаем новую рубрику, в которой художники RakovGallery рассуждают об искусстве и делятся изнанкой своей работы.
Первый герой интервью - Юрий Первушин. Мы встретились с Юрием в его мастерской и поговорили о процессе создания картин, неслучайном выборе материалов и роли художника в нашем мире.
Разговор с художником. Юрий Первушин
24.03.2022
Разговор с художником. Юрий Первушин
О начале творческого пути
Первое образование я получил в художественном училище в Свердловске, а после поступил в Академию Художеств им. Репина, окончил факультет графики. Но т.к. образование художника в Академии Художеств академическое, мне стало этого мало. Еще в студенчестве мы с несколькими одногруппниками создали художественную группу, начали активно заниматься творческими поисками. В 1993-м году у нас впервые состоялась выставка в Бельгии. На последнем курсе я стал лауреатом конкурса в Париже, посвященного интерпретации картин Пуссена, и участвовал в выставке во Франции. С этих небольших, но важных побед начался мой творческий путь.
О вдохновении
Вдохновение нахожу в двух вещах: собственной работе и окружающем мире. В первую очередь, вдохновляет сам процесс. Философия моего творчества – наблюдать за жизнью вещей, предметов человеческого быта и состояниями природы. Я северный человек, и меня вдохновляют северные ландшафты. Поэтому часто использую холодный колорит в картинах. Я как бы подсматриваю за окружающим миром и пытаюсь показать его со своей точки зрения. Но, несмотря на собственную интерпретацию, «героями» работ всегда становятся существующие в жизни вещи.
О скрытом сообщении искусства
Основа моей живописи – абстракция. В любых реальных вещах есть некая обобщенность. Один из преподавателей в Академии однажды сказал нам, что знаменитые руки стариков у Рембрандта – это по своей сути абстрактные формы. Он писал эти руки, видя абстракцию, и уже затем придавал им конкретный характер. Я тоже стараюсь соединить абстракцию и реальность. Всевозможные листья, баночки, мотыльки и другие вещи в моих картинах изначально нефигуративны, но я всегда в них нахожу предметность, которая не прочитывается напрямую.
В чисто абстрактных работах я даю большую свободу цвету: они получаются у меня более яркими, чем предметная живопись. Люди смотрят на мои картины и часто видят что-то свое. Интересно, что каждый раз это разные фантазии: кто-то даже замечает очертания человеческих фигур. В этом и есть скрытое сообщение моего искусства – наладить диалог со зрителем через игру воображения.
Из материалов чаще всего выбираю акрил. Им легче добиться эффекта многослойности на холсте. Так, изображение становится более фактурным и воздушным. Я график по образованию (влияние графики можно заметить во многих моих пейзажах и натюрмортах), поэтому акрил кажется мне наиболее близким – он на водной основе и похож на графические материалы.
В чисто абстрактных работах я даю большую свободу цвету: они получаются у меня более яркими, чем предметная живопись. Люди смотрят на мои картины и часто видят что-то свое. Интересно, что каждый раз это разные фантазии: кто-то даже замечает очертания человеческих фигур. В этом и есть скрытое сообщение моего искусства – наладить диалог со зрителем через игру воображения.
Из материалов чаще всего выбираю акрил. Им легче добиться эффекта многослойности на холсте. Так, изображение становится более фактурным и воздушным. Я график по образованию (влияние графики можно заметить во многих моих пейзажах и натюрмортах), поэтому акрил кажется мне наиболее близким – он на водной основе и похож на графические материалы.
О творческом процессе
Я работаю циклами. Сейчас у меня уже около тридцати серий, посвященных тем или иным предметам. К некоторым сериям возвращаюсь спустя несколько лет и трактую их в своем творчестве уже по-новому. Так случилось с листьями: в 90-е годы я писал их, делая акцент на обобщенном состоянии природы. Год назад вернулся к этой теме, но теперь исследую отдельный лист как макромир с собственными законами, концентрируюсь только на нем.
О роли художника в обществе
Думаю, что я не отражаю в своем творчестве важные общественные посылы. Есть художники, которые концентрируются в работах на социальных, политических контекстах. Я не отношу себя к ним и считаю себя камерным художником. Моя философия – погрузить в атмосферу созерцательности и тишины; подсмотреть за реальным миром и через творчество это показать.